ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ 18 июля 2010
Найти:

НОВОСТИ




ПОЛИТИКА




ЭКОНОМИКА




КРИМИНАЛ




ОБЩЕСТВО




СПОРТ




КУЛЬТУРА




ВЕСЬ МИР







ПОЛИТИКА


1.06.1999

Переростки перестройки.

1 июня - Международный день защиты детей. От кого?

Татьяна БАТЕНЕВА.

- Нынешние дети совсем другие, - сказал врач, приехавший на "скорой". - Есть "новые русские", а они - какие-то новые взрослые.

В канун праздника в центре Москвы, у входа на станцию метро "Арбатская", 12-летняя девочка перерезала себе вены из-за неудавшейся любви. Ее сверстники из гимназии по соседству в это время сдавали экзамен по медиевистике (истории и культуре средневековья).

Они знают наизусть все боевики и триллеры. Они собирают бутылки по вокзалам и продают наркотики. Они изучают по три языка и ездят на каникулы в Швейцарию. Они спят в коллекторах теплотрассы и болеют сифилисом. Детям, родившимся в 1985-м, в начале перестройки, сегодня четырнадцать.

- Дети очень адаптивны, - уверена директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких.

- Если мир агрессивен по отношению к ним, они вынуждены защищаться ответной агрессивностью. Мы, взрослые, нетерпимы, недоброжелательны по отношению к ним - раскованным, самостоятельным. И они отвечают нам тем же.

- Привычная система воспитания рассыпалась. Сегодня ребенок выключен из совместного социального творчества со взрослыми, он не усваивает принятых социальных норм, - считает заместитель директора Института психологии РАН профессор Владимир Дружинин.

- Поэтому он не получает необходимой личностной автономии, становится внушаемым, пассивным исполнителем чужой воли. И ищет потерянного лидера.

Какие же они - те, ради кого мы, взрослые, как сами себя уверяем, живем, работаем, строим светлое будущее и затеваем перестройки, проводим приватизации и смены правительства?

От чего и от кого их надо сегодня защищать?

Конечно, в каждом городе и поселке есть дети, которых надо просто накормить, вымыть, уложить спать в чистую постель.

Есть такие, кого надо защитить от изверга-отца и пьющей матери, от сутенера и уголовного авторитета. Но разве только их?

Педагогика утверждает: вырастая, люди воспроизводят модели поведения, которые видели в собственном детстве. К людям они будут относиться так, как относились друг к другу их близкие.

А к себе самим - так, как относились к ним взрослые. Проблема в том, что многие из нас сегодня относятся к своим детям как к атрибуту. К необходимой и потому незаметной части быта.

Прежняя система социализации детей - государственная, казенная, полная штампов - рухнула. Но взамен не возникло ничего. Единственный институт, выполняющий эту роль, - школа. Но у школы нет сил и средств на заполнение вакуума. Семья по большей части занята заботой о пропитании. К услугам тех, кто этим не обременен, масса способов спастись от трудностей общения с ребенком:

компьютер и видеомагнитофон, игровые приставки и дискотеки, ролики и спортивные салоны...

Дети растут сами по себе. Расслоение общества, о котором мы говорим с оправданной тревогой и обреченностью, отражается на детях еще острее. Какими они станут завтра? Некоторые эксперты считают, что часть нынешних десятилетних станет высокоинтеллектуальной элитой, которой благодаря папиному кошельку будут доступны все дороги и пути. Еще одна часть - управляемая и ищущая радикального вождя масса, в которой индивид лишен личной ответственности.

И третья часть - "разночинцы", дети интеллигентов-неудачников, у которых благодаря семье велик интеллектуальный потенциал, но отсутствуют благодаря ей же социальные возможности. Примерно такой же "пейзаж" был в России в канун ХХ века...

Эксперты, к сожалению, редко ошибаются.











Редактор отдела
Марина Хлебная
«Наши новости из первых рук!»






  • Проишествия



    Реклама на сайте | О сайте | Подписка on-line | Редакция

    Copyright © Newsgard