Путешествие из Петербурга в Сургут.
Северная столица пытается выбраться из топливного кризиса.
Кирилл ВОЛОШИН.
Петербург, который первым из российских городов - в конце
нынешнего апреля - ощутил на себе последствия "бензинового"
кризиса, сразу начал искать способы, как максимально их сгладить.
По крайней мере, для муниципального транспорта.
Впрочем, изначально было ясно, что решить проблему можно не за
счет обвинения розничных торговцев в сговоре, а за счет
выстраивания продуманных отношений с крупнейшими нефтяными
компаниями страны. В течение последних лет администрация города
подписала сразу несколько соглашений о "сотрудничестве и
партнерстве": и с "ЛУКойлом", и с "ЮКОСом", и с
"Сургутнефтегазом". Даже те соглашения, что работали, выполнялись
не так, как того хотел бы город. В результате зачастую
поставляемое в Петербург топливо через третьи руки "уходило" за
пределы региона. По мнению многих специалистов, кризис в городе
оказался столь сильным, что крупнейшие нефтяные компании не
выполняли обязательств перед Петербургом.
Практически сразу после топливного кризиса администрация
начала непростые переговоры с НК "Сургутнефтегаз". В итоге было
подписано новое соглашение, по которому нефтяники обязались
ежемесячно поставлять в город 10 тысяч тонн мазута, а также 20
тысяч тонн 76-го, 92-го бензина и дизтоплива. Все это
предназначалось исключительно для нужд муниципального транспорта,
причем сургутский бензин поставляется по минимальным заводским
ценам, что позволило сохранить практически на прежнем уровне
стоимость услуг в городском хозяйстве и главным образом - на
пассажирском транспорте.
В то же время оптовые цены на бензин в городе, начиная с мая,
выросли в два с лишним раза. В конце сентября администрации
удалось договориться с Сургутом о двукратном увеличении квоты
поставляемого в город светлого топлива для муниципальных нужд.
По информации из Смольного, возможно, в ближайшее время и
"ЛУКойл" примет решение о ежемесячном выделении Санкт-Петербургу
30-40 тысяч тонн бензина - тоже для муниципального транспорта и
по заводским ценам. Учитывая, что доля бензина из Сургута в общем
объеме топлива, потребляемого городскими службами, составляет
20%, одним договором с "Сургутнефтегазом" проблему не решить.
Не исключено, что именно процесс распределения топлива,
поставляемого в город напрямую нефтяными компаниями, и стал одной
из основных причин очередного передела рынка, о котором в
Петербурге заговорили сразу же после убийства главы Балтийской
финансово-промышленной группы (БФПГ) Павла Капыша. Наиболее
сильные позиции на местном бензиновом рынке занимают
Петербургская топливная компания (ПТК), одним из учредителей
которой является администрация города, и дочерняя структура БФПГ
- "Балт-Трейд". Летом на заправках обеих гремели взрывы. В ПТК
говорят о том, что скорее всего они связаны именно с монопольным
положением компании и ее желанием удерживать достаточно низкими
цены на топливо для муниципального транспорта.
Тем не менее вряд ли войну ведут ПТК с "Балт-Трейдом", они
давно уже поделили между собой рынок. Скорее, те компании,
которые хотели бы нарушить их гегемонию. Сегодня ситуация
постепенно стабилизировалась. В первую очередь потому, что
"Сургутнефтегаз" не оставил даже намека на возможную конкуренцию
с ПТК за поставляемый в город льготный бензин: во время недавнего
визита членов городского правительства в Сургут им было заявлено,
что нефтяники отныне будут работать только с одной компанией, а
именно - с ПТК.
Иными словами, весь объем предназначенного для города
сургутского топлива будет получать именно это фирма, а затем уже
распределять, то есть продавать его другим уполномоченным
компаниям, обеспечивающим бензином различные сферы городского
хозяйства. К слову, большинство муниципальных служб работают
сегодня с той же ПТК. Вице-губернатор города Юрий Антонов дал
согласие на условия нефтяников там же, в Сургуте, а затем уже,
приехав домой, объяснил свою позицию на заседании городского
оперативного штаба по снабжению нефтепродуктами.
В Смольном считают, что ПТК как давний партнер
"Сургутнефтегаза" действительно наиболее достойна того, чтобы
занять монополистическое положение посредника между нефтяниками и
всеми остальными операторами топливного рынка города на Неве.
Признают достоинства Петербургской топливной компании и в
местном антимонопольном комитете, но здесь все же полагают, что
выбирать единственного партнера для "Сургутнефтегаза" нужно на
открытом конкурсе. В любом случае последнее слово остается за
питерским Законодательным собранием.
Петербург END: