ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ 18 июля 2010
Найти:

НОВОСТИ




ПОЛИТИКА




ЭКОНОМИКА




КРИМИНАЛ




ОБЩЕСТВО




СПОРТ




КУЛЬТУРА




ВЕСЬ МИР




  • Последние известия
    25 апреля 2001 »
    27 февраля 2004 »
    26 января 2002 »
    8 октября 1999 »
    14 сентября 2004 »
    8 мая 2002 »
    19 февраля 2003 »
    2 июля 1998 »
    1 апреля 2000 »
    7 июля 1998 »
    17 апреля 2003 »
    12 октября 2001 »
    10 октября 2001 »
    10 декабря 2001

    ФУТБОЛ.

    Чемпионат Испании. 16-й тур.

    "Севилья" - "Атлетик" - 3:3. "Тенерифе" - "Реал" - 0:2.




    ПОЛИТИКА


    12.08.2002

    Воспаленный мозг президента.

    "Сохраняющая машина" как одна из главных книг лета.

    Валерий ПОНОМАРЕВ.

    Представьте себе мир, в котором случилась атомная война, но ее никто не заметил из-за сверхбольших доз галлюциногенов. Мир, в котором мелкая буржуазия Ганимеда воюет за независимость от Земли. Мир, обитатели которого привыкли к постоянной множественности сознания, вызванной инопланетными растениями. Вещи расплываются, перемешиваются, и нельзя ни в чем быть уверенным. Тем более в себе, в своих мыслях и чувствах. И это - весьма жалкое и неполное описание реальности по Филипу Кинреду Дику, авторский сборник рассказов которого "Сохраняющая машина" стал одной из главных книг этого лета. "Известия" не раз писали о Филипе К. Дике, но о нем можно говорить бесконечно.

    Круто взбитый коктейль из хромированных "родстеров", инопланетян, запрещенных препаратов и политических роботов-мутантов с добавкой расслабленного интеллектуализма из Беркли внезапно стал обязательным для всех литературных кафе, пабов и притонов. Причин тому несколько, и главная из них (об остальных же умолчим) - романтическое визионерство Дика, постмодернистский пастиш, сложная мозаика параноидальных страхов и шизофренических фантазий из ностальгических 60-х. И над всем этим возвышается фигура настоящего провидца, ухмылкой судьбы оказавшегося в нашем времени.

    В истории масс-культа Дик остался проповедником перед глухой толпой, вдохновителем, genius loci американского технократизма 50-60-х, у которого "Ягуар" 57-го года мирно соседствует с колониями на спутниках Юпитера и галлюциногеновой революцией. Филип Дик обладал мощной и странной энергией креативности, в которой сочетались алхимическим браком совершенно разные материи. На их сопряжении и смеси родился текст, способный увести очень далеко, гораздо дальше кичевых Кастанед и Сорокиных. Правда, почти исключительно на английском языке, потому что аутентичных переводов, увы, нет.

    Один из тех пяти сборников рассказов - "Сохраняющая машина" - выпустила питерская "Амфора", уверяя читателя, что это авторский сборник. При беглом сравнении с его изначальным вариантом оказывается, что в англоязычном варианте на два рассказа больше, хотя это чересчур буквоедское замечание. Впрочем, такими же изуверски занудными покажутся придирки и к качеству перевода, часто не совсем точного, и к идиотическим примечаниям переводчика, явно ставящего себя выше писателя и читателя. И, чтобы не ставить себя еще выше, оставим эти тонкие колкости в стороне. Могло быть еще хуже. Тем не менее книга, где чуть больше половины печатается на русском языке впервые, вполне удалась, несмотря на топорное редактирование и анонс на задней обложке с перевранным в стиле видеопиратов пересказом содержания. Удалась потому, что где-то на периферии восприятия, боковым зрением, пробивается авантюрной дух эпохи 60-х, когда ракеты были большими, а жизнь во внеземных колониях была свободной и прекрасной. Тот дух фантастики, что теперь уже полностью выветрился (да и был ли он под этими цветасто-грудастыми обложками "АСТ" и "ЭКСМО"), даже из воспоминаний исчез. Дух, громко говоря, Тарковского и Стругацких, ныне ставших разве что строкой в учебнике для старшеклассников. И даже сквозь максимально приближенный к бытовому русскому перевод прорывается аутичное безумие "холодной войны", пренебрежительное отношение к Власти как таковой и невыносимо трогательное преклонение, как писали раньше, "перед Прогрессом и Человеком". Фантастика, в этой стране долгое время бывшая своеобразным эзоповым языком и прибежищем для вольнодумцев и провинившихся, всегда сохраняла пафос Просвещения и несла в себе такой технократический заряд Воображаемого, который, разорвавшись в головах миллионов, внезапно украсил мир компьютерами и Сетью.

    Воображаемое Дика нас, детей постиндустриального и посттоталитарного общества, очарованно завораживает и мягко изменяет сознательный взгляд на окружающий мир. Здания приобретают текучесть, движения - плавность, а голова - остроту ума и зоркость глаз. Сумасшедшие политики, циничные мегакорпорации, женщины-убийцы и грустные клонированные овцы. Мутагенные поля радиационного заражения, которые снова колонизируют венерианцы и марсиане. Чужие воспоминания, под несколькими слоями которых скрывается чудовищная правда. Межпланетные войны и синтезированные в подпольных лабораториях психостимуляторы. Тоталитарные режимы на ядерных развалинах и технократические телепаты, сжигающие мозг соседям на других планетах. Автономные электронные газеты, разросшиеся по планете и сами себя пишущие и печатающие.

    Набор, вполне описывающий сегодняшнее время и во многом кажущийся уже далеким прошлым. Без Дика многое вокруг нас просто отсутствовало бы или было совершенно на себя не похоже. Классический в своей забавности "Вспомнить все", ущербная "Матрица", неумело и искаженно повторяющая мир Дика, более талантливые "Авалон" и "Нирвана". А из последнего "кино для всех" - местами вторичное "Ванильное небо" Кэмерона Кроу и выходящий на днях "Особое мнение" ("Minority Report") Спилберга.

    Но главное в Дике - не описанная апокалиптическая эпика с величественными видами упадка и разрушения, а некоторый продукт, который держится после прочтения от пары часов до нескольких недель. Такой своеобразный "эффект Дика", маленький чертик, выскакивающий вместо рекламных перебивок, - все, что нас окружает, и мы сами всегда готовы раствориться сизым туманом, исчезнуть в дымке фата-морганы. За этим скрывается еще что-то. Достаточно малейшего усилия, чтобы проникнуть за занавес и побродить за кулисами.

    .

    СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ".

    Филип Кинред Дик в ранней юности работал на радио классической музыки, что нашло специфическое отражение в романе "Радио "Свободный Альбемут", героя которого преследуют инопланетяне и радиоголоса. Критики отмечают некоторую автобиографичность этой книги, вышедшей через три года после смерти Дика, в 1985-м. Первый роман "Солнечная лотерея" появился в 1954-м, когда Дику было 26 лет. Хотя это не лучшая книга писателя, но она вполне представляет интерес: описывается общество будущего, в котором высший государственный пост разыгрывается в лотерее среди всех граждан, а выигравший должен спастись от спешащих к нему убийц и тем самым поднять свой рейтинг. В 1962 году за "Человека в Высоком Замке", одно из самых наиярчайших произведений в жанре альтернативной истории, Дик получил премию "Хьюго". В 36 лет он, по собственному уверению, встретился с инопланетянами и стал писать трилогию "Валис" (пока не переведено на русский язык) - как утверждают многие критики, лучшее свое произведение. Всего Дик выпустил 36 романов и пять сборников рассказов. Филип Дик умер в возрасте 54 лет.











    Редактор отдела
    Марина Хлебная
    «Наши новости из первых рук!»






  • Проишествия
    2 февраля 2000

    Певучий юбилей.

    Вчера в концертном зале на Красной, 5 состоялся творческий вечер заслуженного артиста РФ, заслуженного деятеля искусств Республики Адыгея Вячеслава Яковлева. Художественному руководителю Краснодарского камерного хора, главному хормейстеру Кубанского казачьего хора исполнилось 50 лет. Созданный В. Яковлевым камерный хор возвестил в Краснодаре о начале нового музыкального времени. Его хорошо знают в Европе - на международном конкурсе камерных хоров в Испании он стал лауреатом, на шубертовском фестивале в Вене - дипломантом.


    Реклама на сайте | О сайте | Подписка on-line | Редакция

    Copyright © Newsgard