ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ 18 июля 2010
Найти:

НОВОСТИ




ПОЛИТИКА




ЭКОНОМИКА




КРИМИНАЛ




ОБЩЕСТВО




СПОРТ




КУЛЬТУРА




ВЕСЬ МИР




  • Последние известия
    26 октября 2000 »
    31 августа 2000 »
    18 декабря 1997 »
    4 марта 2003 »
    5 декабря 1998 »
    18 января 2001 »
    20 июля 2004 »
    19 марта 2003 »
    24 августа 1999 »
    28 марта 2001 »
    10 января 2001 »
    18 декабря 2001 »
    3 сентября 2001 »
    14 февраля 2001

    В НОВОКУЗНЕЦКЕ СОЗДАЕТСЯ ПРИЮТ ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ СОБАК И КОШЕК.

    Организацией приюта для животных занялся недавно учрежденный Фонд помощи бездомным животным, возглавляемый врачом-ветеринаром Еленой Косаревой. Уже достигнута договоренность с комитетом по управлению муниципальным имуществом. Теперь необходимо найти спонсоров для ремонта заброшенного двухэтажного здания, где затем разместится приют. Пока же найденные бездомные животные живут в квартирах активистов фонда.




    ПОЛИТИКА


    30.11.2000

    Святая Русь.

    Я случайно попал на курсы православных учителей, которые проводит институт усовершенствования учителей совместно с Кемеровской епархией. Руководителями и преподавателями оказались молодые священники - Дмитрий Мошкин и Евгений Сидорин. У каждого два высших образования - светское и духовное. Но дело не в этом. Их мысли показались мне смелыми для священников. И если в церкви иногда начинаешь ощущать зависимость от ритуалов, потерю свободы, то здесь напомнили, что мы созданы по образу и подобию Бога, имеем свободу воли и выбора.

    Многие свое "подобие" тратят во зло, пусть даже неосознанно. Чаша весов где-то там - за пределами... Да и кто ее видел. А здесь - хочется всего и много, пусть даже чужое. Стоп. Это не наше. На Руси так не было.

    Когда великий князь Владимир понял, что от языческих Богов на Руси уже нет пользы, а без веры людям нельзя, он послал гонцов в разные страны узнать, где вера лучше. Ни одна из религий не понравилась посланцам. И лишь из Византии вернулись восторженными. Гостей пригласили на службу в Софийский собор. Это и сейчас один из величайших храмов мира - вмещает одновременно до 40 тысяч людей. Таких лишь несколько на земном шаре.

    Вот каким видел этот собор два года назад наш современник: "Пространства над головой много, потолок и купол так высоко, что кажутся небом. Стены вокруг очень далеко, словно линии горизонта. Как только входишь в храм, создается приподнятое настроение. Голова становится светлой и свободной.

    Чувствуешь, как устремляешься вверх. Видишь покрытые золотом и драгоценными камнями стены храма. В проемах виднеются изображения святых. Блеск драгоценного металла и камней режет глаза. Но это какое-то упоительное ощущение. Все вокруг сверкает и блестит. Солнечные лучи из-под купола собора упираются в одну стену и, многократно отраженные от золотой мозаики и камней, рассеиваются по всему огромному пространству. Кажется, что сам воздух сделался золотым, а мириады переливающихся крошечных радуг создают впечатление звездной бесконечности"...

    Вот в какой величественный храм суждено было попасть княжеским посланцам. А если учесть, что в тот день шла служба и под куполом звучало очаровывающее пение... "Мы словно на небеса попали", - признавались гонцы.

    Но не только внешняя сторона христианства подкупила князя. Идеи всепрощения, любви и единения, переданные в Евангелии, в заповедях Христа, были бальзамом томящейся душе, уставшей от жестоких жертв языческим идолам. Русь быстро приняла христианство. Сам же Владимир из грубого, сурового воина превратился в доброго, справедливого, благодетельного государя, покровителя бедных и нищих. С тех пор его иначе и не называли, как только "Владимир - Красное Солнышко".

    Христианство, где все, от князя до смерда, равны перед Богом, понравилось русскому народу. Во время службы в одном и том же храме могли присутствовать и царь, и простолюдины. Новую веру приняли так близко, что смерды стали называть себя крестьянами - производное от "христиане". Такое было только на Руси. Допетровская Русь именовала себя Святой Русью. Ни одному народу не пришла мысль назвать свою страну святой. Так высоки были идеалы, и целый народ стремился им следовать.

    В XI веке христиане Западной Европы отделились и образовали католическую ветвь. Русь осталась верна учению апостолов. Запад пронизан рационализмом. Логическая мысль доминирует там над чувственно-эмоциональным. Бога постигают разумом. Формируют доказательства веры, Бога. На Руси же жили сердцем. Духовные идеи у нас всегда были значимее материального. И когда в XV веке Византия пала, Русь осталась единственным православным государством на земле.

    С развитием науки на рациональном Западе стали считать, что Бог не нужен, что человек все может своими силами. При этом все жестче следовали учению Дарвина о том, что выживает только сильнейший за счет других. Эти идеи целиком переносились на человеческое общество. В России такое не приживалось. Нашу страну часто пытались переделать на западный манер - не получалось. Русская душа оставалась милосердной, сострадательной.

    Писать о православной церкви трудно. Хвалить все, что там происходит, будет неправдой. Так как все мы грешники - и священники, что служат в храмах. К тому же они вышли из нашей среды. Но еще большей неправдой будет только критиковать. И ложью - совсем отвергать церковь, так как православие - это тысячелетняя история Руси. Это наша душа.

    Церковь воспринимается не только через здание храма, через иконы, но прежде всего через личность священника - насколько он искренен, добр, мудр, несет в себе отражение образа Христа. Священников мы видим читающими молитвы, толкующими библейские сюжеты. И так ежедневно, в одних и тех же словах и понятиях, как и год, и тысячу, и две тысячи лет назад. Выполняются догматы и каноны, введенные еще со времен апостолов, призванные соединить нас с личностью Христа. Строгое следование им позволило православной церкви сохранить чистоту веры. Но в то же время священнослужители воспринимаются догматиками, привязанными к библейским текстам, связанными этими текстами, людьми не творческими, далекими от реальной жизни.

    И как же я был приятно удивлен, попав на курсы православных учителей, где священники вместо привычного чтения канонов и акафистов и религиозной пропаганды давали достоверную, я бы сказал, захватывающую информацию об истории православия, о Боге, о нас с вами, о нашем месте на земле. Все там услышанное было настолько необычно, что я, будучи историком по образованию, по-новому увидел историю нашей страны. Мне это показалось очень важным, и не только для меня.

    Пока феодальная Русь была раздроблена и находилась под Золотой Ордой, князья считались с авторитетом церкви, поддерживали ее, и с их помощью она высоко несла священную миссию посредника перед Богом. Но как только княжества были объединены, великие князья пытаются подчинить церковь своей власти. И чем больше им это удавалось, тем сильнее снижался авторитет церкви среди простых людей, а в стране начинались смуты, беспорядки.

    Ивану Грозному удалось с помощью физических расправ и гонений подчинить церковь царской власти, когда был казнен московский митрополит Филипп Колычев, публично выступавший против насилий царя Ивана и опричнины. В стране началось смутное время.

    При Петре I положение усугубилось. По воле императора церковь должна была подчиниться даже не царю, а обер-прокурору - светскому лицу, далекому от Бога. Так сильно принижена была роль церкви. Вспомним, какая неразбериха началась на Руси после смерти Петра. Страну лихорадило от частой смены царей и регентов и наплыва иностранцев. Петр к тому же открыл "окно в Европу", наглухо запечатанное Александром Невским победами на Неве и Чудском озере. В России разрешил деятельность "приезжих" христианских конфессий с их упрощенным богослужением, что также подрывало православие.

    И совсем в безвыходном положении оказалась церковь после Октябрьской революции. Об этом все знают. Церковь как водительницу душ, как учительницу жизни, как массовую организацию попытались подменить коммунистической партией. Но в тайных движениях человеческого сердца, в смутной тоске, в неутолимых сомнениях, в общении с природой, с великими творениями прежних времен сказывалось непобедимое сопротивление духа.

    И если обратимся к отечественной литературе, евангельские истины всегда и несмотря ни на что были критерием ценности произведений русских писателей, даже если эти писатели отступали от христианской веры. И если в мировой литературе поведение героя строится вокруг поиска богатства, благополучия, наследства, то, как писал Иван Франко, "русские писатели мучат нас, задевают совесть, пробуждают человека". По словам Николая Бердяева, наша литература ранена христианской темой, ищет спасения, избавления от зла, страдания, ужаса жизни - для человека, народа, человечества, мира.

    Соединяет муки о Боге с мукой о человеке. У русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы оказались сильней, чем в какой-либо литературе мира.

    В моем книжном шкафу несколько полок с православной литературой. Три года назад я воспринимал книги с церковной тематикой как некую сказку. Чудеса не убеждали, казались наивной выдумкой для неграмотных старушек, религиозной агитацией. К тому же отпугивали заголовки о мучениках. Слово "мученик" упоминается часто и во время службы в храмах. Оно наводит печаль, и я всякий раз думал: почему православие должно быть связано со страданиями?

    Почему буддисты, индуисты, да и в других религиях люди просто счастливы с Богом? А тут - мученик. Ведь Бог - это счастье. А счастье мы воспринимаем безмятежным, радостным. А узнать, что в итоге религиозных исканий люди стали мучениками, и многие были казнены, - безрадостная перспектива. И только при подготовке этой статьи я понял, в чем дело.

    Как быстро меняется наше сознание. С помощью одного умного человека я стал посещать православную церковь, иногда заглядывать в религиозные книжки. Фразы некоторых писателей, святых показались настолько истинными, что я стал вчитываться и через какое-то время обнаружил, что вся другая литература стала терять для меня интерес.

    В настоящее время несколько раз в месяц хожу в церковь. Мои посещения храма неоднозначны. Я не пытаюсь внушить себе, что все там хорошо. А к Богу меня как раз привел поиск правды. А ведь первых христиан казнили не только за то, что они несли новую религию, а и за то, что говорили правду, полученную от Христа. Их и называли праведниками, мучениками, как, впрочем, и в более поздние столетия.

    Православная церковь физически не защищена. У нее нет охраны, армии, оружия, чтобы противостоять злу. Я был свидетелем, как в Троицком храме случайно зашедшая психически не уравновешенная женщина оскорбляла служительницу у стойки с церковной литературой. Единственным оружием православия, оставленным Иисусом, всегда оставались молитва да следование высоким требованиям к себе. В особо жестокое время сталинских репрессий верующие переходили на так называемую "тихую" молитву. Избегая гонений, молились тайно, про себя. Сила тех искренних молитв была велика.

    Наблюдая священников, я пришел к выводу, что им следует быть более осторожными в словах, особенно при обличениях, чтобы не оказаться в неловком положении, как это случилось в одном из храмов Кемерова. Так, несколько месяцев назад один священник безо всяких вводок и оговорок призвал прихожан надевать экстрасенсам на шею жернов и бросать их в воду.

    Многие жители Кузбасса ощутили себя экстрасенсами хотя бы потому, что смотрят "Шаг за горизонт". Кого из них утопить, как распознавать? В этом призыве - ошибки и ложь. Не буду подробно анализировать, скажу лишь, что в призыве ко злу нет Христа, там - обратное. Христос говорил: когда ударяют по щеке - подставлять другую. Тем самым ставим предел злу. Попросят отдать верхнюю одежду - отдать и рубашку (Лука 6.29). Только творя добро, мы ограничиваем зло - это известно. Главное же оказалось в том, что тот священник путается в Ветхом и Новом Заветах. Не понимает, по какому из них мы живем. В Ветхом Завете есть пожелание надевать волхвам и чародеям жернов и бросать в омут. Но там также предписывается смертная казнь за связь с замужней женщиной (Левит 20.10), а женщине - с любым мужчиной. Кто повредит другому руку - тому отрубали руку, за ногу - ногу. Жестокий закон гласил:

    "Око за око, зуб за зуб".

    Иисус же своим приходом остановил действие Ветхого Завета, книги которого стали всего лишь книгами мудрости. И дал Новый Завет, где не позволяется не только убивать, но даже осуждать, и когда толпа хотела забросать камнями уличенную в прелюбодеянии женщину, предложил первому бросить камень тому, кто безгрешен, и... все разошлись. Хотя, по Ветхому Завету, ее должны были забить камнями. Истиной для нас является лишь то, о чем говорится в Новом Завете. В Ветхом же - что соответствует словам Иисуса. Когда апостол Иоанн сказал: "Наставник! Мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами". Иисус сказал ему: "Не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас" (Лука 9.49-50). Как видим, о жернове и омуте ни слова.

    За годы, столетия, что церковь была подчинена светской власти, она отдалилась от людей. В связи с этим приведу одно высказывание. В 1901 г. русский публицист Д. Философов, выступая на Петербургских религиозно-философских собраниях, сказал, что интеллигенция восприняла лишь вторую заповедь Христа: "Возлюби ближнего своего как самого себя". Вера же в Бога подменена на веру в прогресс, цивилизацию. Церковь же, в противоположность интеллигентному обществу, приняла сознательно лишь первую заповедь - "Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею" и, не вместив второй заповеди, стала отрицать ее, довела свою любовь к Богу, свое служение Ему до ненависти к миру, до презрения к культуре.

    Христианство вплоть до ХХ века сосредоточивало все свое внимание лишь на аскетической стороне учения Христа, на служении Богу, пренебрегая тем Божиим миром, часть которого - работающие в поте лица ближние.

    С тех пор прошло сто лет. Эпоха катастроф для церкви позади. Для нас же всех... Мы стали забывать и вторую заповедь - "Возлюби ближнего своего"...

    При Московском Патриархате ежегодно проходят рождественские чтения. На последних побывал новокузнечанин, преподаватель православных курсов К.Л. Карышев. Он привел слова выступавшего там министра общего образования о том, что школа как воспитательный центр за последнее десятилетие фактически разрушена, и что в союзе с православной церковью она сможет вернуть роль воспитателя.

    Великий педагог К.Д. Ушинский в работе "Как сделать русского человека русским" писал, что наших детей надо воспитывать на основе русской духовной традиции. Прежде других историй ребенок должен изучить историю своего Отечества, почувствовать себя продолжателем тысячелетней традиции. Прежде других языков изучить свой, изучить свою географию. Для начальной системы образования, по словам Ушинского, надо всего четыре дисциплины - три вышеназванных и веру. И лишь на следующем этапе - другие предметы. Иначе не будет патриотических чувств. Об этом также говорилось на тех курсах, где я побывал.

    Все течет, все изменяется. И церковь в том числе. Перемены идут не за счет отказа от "символа веры - "гранита", на котором стоит Иисусова церковь, и который тысячу лет бережно охраняло православие. Нам же предстоит восстановить в сердце своем две первые заповеди.











    Редактор отдела
    Марина Хлебная
    «Наши новости из первых рук!»






  • Проишествия
    21 августа 1999

    Петербургский десант 300 уроженцев Дагестана, проживающих в Петербурге, отправились с невских берегов на родину.

    Целью поездки, по их словам, является помощь ополченцам и федеральным войскам в борьбе против боевиков. Акция не является спланированной и официально подготовленной. Возможно, в ближайшее время из Питера отправится следующая группа уроженцев Дагестана. Всего в северной столице проживает около 15 тысяч дагестанцев, в том числе 10 тысяч прописаны здесь постоянно.


    Реклама на сайте | О сайте | Подписка on-line | Редакция

    Copyright © Newsgard