ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ 18 июля 2010
Найти:

НОВОСТИ




ПОЛИТИКА




ЭКОНОМИКА




КРИМИНАЛ




ОБЩЕСТВО




СПОРТ




КУЛЬТУРА




ВЕСЬ МИР




  • Последние известия
    20 мая 2004 »
    18 декабря 2000 »
    5 сентября 2001 »
    5 февраля 1998 »
    1 февраля 2002 »
    16 ноября 2001 »
    19 ноября 1999 »
    3 июня 2004 »
    15 августа 1997 »
    23 июня 1998 »
    15 марта 2003 »
    22 марта 2003 »
    1 октября 2001 »
    20 сентября 1997

    Цеппелиновые рейсы.

    В небо над германским городом Фридрихсхафен для испытательного полета поднялся бело-голубой дирижабль "Цеппелин НТ", первый из серии воздушных судов, которые намерена выпускать эта известная немецкая фирма. В отличие от прежних "цеппелинов", прославившихся своими катастрофами, новый 75-метровый дирижабль заполняется негорючим гелием, а не водородом. Он обладает большей маневренностью, так как снабжен тремя двигателями. Гондола рассчитана на 12 пассажиров и двух пилотов. Первый полет длился 45 минут и прошел успешно.

    Фото Ассошиэйтед Пресс.




    ПОЛИТИКА


    26.09.2001

    ПОЛЕМИКА.

    ЕЩЕ РАЗ О "ТИХОЙ РЕСТИТУЦИИ".

    В N 33 "ЛГ" была помещена статья Валерия Фатеева "Тихая реституция". Ее автор, представленный как главный специалист Московского городского отделения ВООПИиК, раскрыл перед читателями почти былинную картину: в некотором бывшем царстве, в советском государстве жили-были перемещенные культурные ценности. Полюбили их люди русские, берегли и пуще глаза лелеяли. И бежали добры молодцы и красны девицы после работы любоваться коллекцией Кенигса да читать библиотеку Готскую. Но налетели вихри враждебные, захватили Минкульт враги-неприятели. И потекли сокровища несметные прямо алчным заморским правителям. Но во стольном граде московском, в Обществе охраны памятников нашелся богатырь Валерий свет Фатеев. Встал он в лучах славы и говорит: "Не плачь, дед, не плачь, бабка.

    Будете вы снова листать архивы голландские, на археологию Эберсвальдскую поглядывая". Взял Фатеев перо, все пишущее, да листок бумаги, все терпящий. Но не пошел он в музеи нищие, не отправился в архивы переполненные, а пошел в терема высокие, да и стал там перышком поигрывать. Направо махнет - в министра попадет, налево махнет - президенту достанется. Дед с бабкой рады, говорят ему: "Спасибо, добрый молодец. Будем мы читать книги венгерские, перелистывая персидские рукописи".

    Так или почти так выглядит ситуация в изложении Валерия Фатеева. Создав свою сказочную Швамбранию, он в число врагов записал и президента, и министра культуры, и вообще всю "чиновничью братию", и "российское руководство" с "его антироссийской позицией" (именно так!), и, само собой, европейцев с их привычкой к "русской халяве", а заодно и российскую интеллигенцию, осуществляющую "сентиментальное потворство любым прозападным акциям"! Поскольку кругом одни враги, то господин Фатеев принял на себя нелегкий крест единственного защитника российских интересов.

    В этом самоутверждении не было бы ничего страшного. Но, выступая с заявлениями в прессе, господин Фатеев вводит в заблуждение неискушенных читателей. При этом он умело использует весь арсенал так называемого "черного пиара" - тут и передергивание фактов, и прямые оговоры, и эмоциональные подтасовки. Чтобы понять методы Фатеева, пройдемся по тексту статьи, треть которой посвящена претензии Голландии на возвращение части коллекции, собранной "германским банкиром", "резидентом германской разведки, доверенным лицом Гитлера и Геринга по их финансовым операциям Францем Кенигсом" и ставшей в 1941 г. "законной собственностью Гитлера".

    Геринг, Гитлер, резидент - все эти знаковые фигуры и понятия рисуют совершенно определенную негативную картину. Но неужели Голландия столь беспринципна, что требует имущество нацистов? Надо полагать, что Франц Кенигс сильно поблагодарил бы Валерия Фатеева за свое производство в банкиры. Но, увы, в 1933 г. он сам вынужден был заложить свою коллекцию (2671 рисунок и 47 картин) в банк "Лисс и Розенкранц". В 1940 г. банк решил закрыться и потребовал от Кенигса вернуть долги. Тогда Кенигс передал банку права на коллекцию, а член попечительского совета музея "Бойманс" ван Бейнинген купил ее за 1 миллион гульденов. С оккупацией Нидерландов в Роттердам прибыл Ганс Поссе, уполномоченный закупать произведения для "Музея фюрера" в Линце, и в 1941 г. приобрел 527 рисунков. Большая их часть после 1945 г. попала в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Остальную часть коллекции ван Бейнинген 17 апреля 1941 г. подарил музею "Бойманс". Как видите, судьба коллекции Кенигса вовсе не так проникнута нацистским духом, как расписал нам господин Фатеев. Главное же, что он упустил важную деталь - вернуть рисунки просят не наследники Кенигса или ван Бейнингена, а само королевство.

    Ведь с падением Нидерландов в 1940 г. королева продолжала править страной из Лондона. 5 января 1943 г. правительства СССР и Нидерландов подписали Лондонскую декларацию, оставляя за собой право объявлять недействительными любые сделки, заключенные на их оккупированных территориях. Королевскими указами А-6 и Е-133 все сделки, заключенные голландцами с врагом, были объявлены ничтожными, а право собственности на объекты сделок перешло к королевству. Именно поэтому Нидерланды рассматривают сделку ван Бейнингена и Поссе как незаконную и считают проданные рисунки и гравюры своей государственной собственностью.

    Но все эти перипетии не для Валерия Фатеева. Разоблачив "дело Кенигса", он набрасывается на следующий вопрос, столь же мало ему знакомый, как и предыдущий. Его возмущают "настойчивые намеки высокопоставленных российских ревнителей западных интересов на возможность выкупа трофейных шедевров... По сути дела, о том же говорит и министр культуры Михаил Швыдкой, говоря о готовящемся восстановлении церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде. Деньги на эти работы готова выделить (и, кажется, выделила) Германия. Как выясняется, Россия в благодарность за это намеревается вернуть ей витражи XIV века из церкви Мариенкирхе во Франкфурте-на-Одере. Но позвольте спросить: а где необходимые в этом случае предусмотренные законом доказательства преследования общины и клира... со стороны нацистов?

    Их нет". Господин Фатеев опять все перепутал. Подпункт 2 ст. 8 федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" гласит, что к федеральной собственности не относятся "культурные ценности, которые являлись собственностью религиозных организаций или частных благотворительных учреждений, использовались исключительно в религиозных целях и не служили интересам милитаризма и (или) нацизма (фашизма)". Вслед за господином Фатеевым так и хочется воскликнуть: "Ну и где здесь требования доказательств преследования общины и клира со стороны нацистов? Их нет".

    Относительно реставрации церкви Успения на Волотовом поле следует сказать, что действительно по договору германская сторона перечислит 1 млн. 520 тысяч долларов на восстановление храма. Но в этом договоре ни слова не сказано о возвращении 111 витражных стекол из Мариенкирхе. Судьба этого уникального памятника будет решаться специальным федеральным законом. В такой ситуации говорить о каком-то российско-германском обмене просто нет оснований. Церковь уже реставрируется, а будет ли закон - пока еще не известно.

    Вся остальная "Тихая реституции" также является лишь набором ошибок и неточностей, приправленных измышлениями и амбициями. Заканчивая этот беглый обзор, хочется обратиться к Валерию Фатееву и подобным ему авторам с одной просьбой. Господа, займитесь делом, в котором вы действительно компетентны. Не хотите помогать, так хотя бы не мешайте разбираться в сложных перипетиях международных отношений тем, кто по-настоящему заинтересован в восстановлении исторической справедливости и укреплении российских прав. Прекратите нагнетать истерию, выискивая жареные факты и дутые сенсации. Вспомните слова Шарля Монтескье: "Каждый гражданин обязан умереть за Отечество, но никто не обязан лгать ради него".

    "ЛГ" публикует этот материал по просьбе Министерства культуры России, оставляя за собой право не разделять полностью оценки автора. Надеемся еще вернуться к обсуждаемой теме.











    Редактор отдела
    Марина Хлебная
    «Наши новости из первых рук!»






  • Проишествия
    11 ноября 2000

    Музей обучит фехтованию.

    Военно-исторический музей артиллерии открывает в своих стенах школу классического фехтования. Умению владеть шпагой, рапирой и другими классическими видами европейского холодного оружия будут обучать мастера-каскадеры. Заодно современные мушкетеры познакомятся с музейным собранием, располагающим богатейшей коллекцией того, что разит без дыма и пороха.


    Реклама на сайте | О сайте | Подписка on-line | Редакция

    Copyright © Newsgard